Кафе Монпарнаса

В великих кафе, составивших славу Монпарнаса, — Le Dôme, La Closerie des Lilas, La Rotonde, Le Select и La Coupole — можно было за небольшую сумму зарезервировать стол на всю ночь. Иногда деятели искусства засыпали за столом, официантам не было позволено их будить. Часто случались споры и жаркие дискуссии, нередко причиной чему было чрезмерное потребление алкоголя. Нередки были и драки, но полиция в них никогда не вмешивалась. Во многих кафе за обед можно было расплатиться картиной. Так в этих кафе собрались коллекции картин, за которые могли бы побороться величайшие музеи современности.
Вначале был Le Dome
№99 бар Le Select , прославилось дурной славой среди полицейских. Когда-то тут пытались утихомирить Айседору Дункан, которая затеяла драку с американским журналистом. Чуть позже отсюда увезли в участок Стивена Крейна. Между войнами он был единственным кабачком в Париже, открытым ночью. Можно себе представить, как со всех темных окраинных улиц в поисках внутреннего и внешнего тепла сюда тянулись художники. Пару раз отсюда забирали в околоток Хемингуэя. По всей видимости, в «Селекте» великий писатель частенько опохмелялся: все вспоминают его небритым, в помятой рубашке и дурном настроении. Le Select до сих пор работает до двух ночи (по пятницам и субботам — до половины пятого) и частенько полон.
№102 кафе La Coupole — академия богемной жизни. Так считала молодежь. Само кафе напоминало огромную забегаловку и было построено на месте угольного склада в 1927 году. Габриэль Гарсиа Маркес, Генри Миллер, Луи Арагон, Эльза Триоле — это те немногие, которые были постоянными посетителями этого кафе. Стоит вспомнить и про Эренбурга, который, сидя за столиком, писал свои статьи для «Известий». 102 bd. du Montparnasse, 14e& 15th Arrondissements (Gare Montparnasse/Denfert-Rochereau) Métro: Vavin. Daily 8:30am-1am (breakfast buffet Mon-Fri 8:30-10:30am) Prices Breakfast buffet 14€-20€; main courses 20€-40€
№105 La Rotonde. В этом кафе зарождалась живопись европейского авангарда. Перечисляя имена, можно вспомнить Пикассо, Модильяни, Кандинского. Сюда же часто заходили Ленин и Красин, тогда еще никому не известные революционеры. «26 марта 1913 года я сидел, как всегда, в кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас перед чашкой давно выпитого кофе, тщетно ожидая кого-нибудь, кто бы освободил меня, уплатив терпеливому официанту шесть су. Подобный способ прокормления был открыт мной еще зимою и блестяще себя оправдал. Рядом со мной пыхтел жирный испанец, совершенно голый, а на его коленях щебетала безгрудая костистая девушка, также нагишом, но в широкой шляпе, закрывавшей лицо, и в золоченых туфельках. Кругом различные более или менее раздетые люди пили мар и кальвадос. Объяснялось это зрелище, довольно обычное для «Ротонды», костюмированным вечером в «неоскандинавской академии», — писал один из тогдашних завсегдатаев, Илья Эренбург.
№108 Le Dome . пользовалось успехом у социал-демократов из России. Это кафе упоминалось более чем в пятидесяти романах всемирно известных писателей. Здесь Ленин разговаривал с Троцким. Правда, в 1900-х это был не роскошный рыбный ресторан, как сейчас, а простая забегаловка для рабочих. Не было и нынешней террасы (ее пристроили в 1923 году, когда Le Dome уже стал крайне модным заведением), рабочие предпочитали играть на бильярде в задней комнате, а вскоре прописавшимся здесь нищим иностранцам важнее всего была теплая печка. Большинство из них были либо русскими революционерами, либо художниками из Германии или Австро-Венгерской империи, которые быстро превратили Le Dome в эдакое венское кафе, где проводили весь день и разве что не спали. Здесь Сутин задумывал свои шедевры «Купальщицу» и «Мальчика в ливрее», о которых до сих пор говорит весь мир. Время от времени кафе посещали Сартр и Беккет.
Ближе к началу Первой мировой и особенно после нее Вавен решительно в моде. Теперь нищенствующие поэты и художники обжили не только Le Dome, но и его соседей:
Ныне от былой богемности перекрестка Вавен остались одни воспоминания, хотя все четыре исторических заведения сохранились и по-прежнему вполне качественны. Это не кафе-музеи, в них вполне можно поужинать, хотя они уже совсем не для бедных. Молодому Эренбургу в них делать было бы нечего. В этом смысле особого внимания заслуживает дочернее предприятие №1 кафе Bistrot du Dоme (1, rue Delambre), расположенное напротив большого «Дома» и славящееся своей рыбкой и ненаглыми ценами.
№10 Rue Delambre "Dingo Bar" еще одно легендарное кафе Парижа. Сюда устремлялась вся прогрессивная молодежь, решившая покорить Париж. В 1924 году владельцами кафе становятся американцы, и оно становится прибежищем американских писателей и художников.
№171 кафе — La Closerie des Lilas, (6 округ)чуть дальше на восток по бульвару. В XVII веке оно было постоялым двором на пути из Парижа в Фонтенбло и Орлеан. В xx веке стало проходным двором (особенно в барной его части) для литературной богемы. В начале xx века в кафе находилась редакция журнала «Поэзия и Проза». В этом же кафе назначали встречи друг другу Бодлер, Верлен и Метерлинк. В 1920-х здесь часто сиживал Джеймс Джойс, в 1950-х — Сэмюэл Беккет. Хемингуэй здесь работал над окончательным вариантом «И восходит солнце…», а Дос Пассос написал — от начала до конца — великую трилогию «США». Всех писателей и поэтов не перечислить. Можно только сказать, что "Closerie des Lilas" вошел в историю не только французской литературы, но и американской и ирландской. Сейчас на столах его красуются медные таблички с именами стародавних завсегдатаев: за этим столом сидел Пабло Пикассо, за этим Ман Рэй, за этим Гийом Аполлинер.
Деятели искусства, проживавшие на Монпарнасе

Гийом Аполлинер, (1880—1918) — французский поэт польского происхождения.
Сэмюэл Беккет, (1906—1989) — ирландский писатель.
Андре Бретон, (1896—1966) — французский писатель и поэт.
Константин Брынкуши, (1876—1957) — румынский и французский скульптор.
Хуан Грис, (1887—1927) исп. художник и скульптор, один из основоположников кубизма.
Симона Де Бовуар, (1908—1986) — фр. писательница, идеолог феминистского движения.
Альберто Джакометти, (1901—1966) — швейцарский скульптор, живописец и график.
Марсель Дюшан, (1887—1968) — французский и американский художник.
Макс Жакоб, (1876—1944) — французский поэт и художник.
Рэй Ман — американский художник, фотограф и кинорежиссёр.
Адольф Мурон Кассандр, (1901—1968) — влиятельный украинско-французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта.
Камилла Клодель, (1864—1943) — французский скульптор и художник-график.
Александр Колдер, (1898—1976) — американский скульптор.
Андрей Михайлович Ланской,(1902—1976) рус. живописец, график, «творец цвето-света».
Фернан Леже, (1881—1955) — французский живописец и скульптор.
Модильяни, Амедео — итальянский художник еврейского происхождения.
Моисей Кислинг — французский художник.
Миллер — американский писатель и художник.
Жюль Паскин (1885—1930)«принц Монпарнаса» болгарск. живописец и график Парижской шк.
Эзра Лумис Паунд, — американский поэт.
Пабло Пикассо, — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Диего Ривера, — мексиканский живописец.
Сальвадор Дали — испанский художник, живописец, график и скульптор.
Блез Сандрар, — швейцарский и французский писатель.
Жан-Поль Сартр,— французский атеистический философ, писатель, драматург и эссеист.
Гертруда Стайн,— американская писательница и меценатка.
Хаим Сутин — русский художник.
Эрнест Миллер Хемингуэй,— американский писатель.
Хоан Миро — каталонский живописец, скульптор и график.
Леон-Поль Фарг,— французский поэт и прозаик.
Цугухару Фудзита, — французский живописец и график, выходец из Японии.
Марк Шагал— белорусский и французский художник и поэт еврейского происхождения.
Осип Цадкин, — французский скульптор, выходец из России.
Эжен Ионеско — румынский драматург.
Иван Бунин, получивший Нобелевскую премию за границей
Алексей Толстой,
Илья Эренбург,
Константин Бальмонт.

Комментариев нет: